Сергиева конюшня. Беларусь. Волга, Победа, Газ 69. +

Киевлянин

Пользователь
Топикстартер
Регистрация
02.12.2005
Сообщения
278
Оценка реакций
1
Город
Kiev, Ukraine. Отношение к аутентичности. Внешний
Сайт
www.benzua.com
СЕРГИЕВА КОНЮШНЯ
Адрес в Интернете: http://ad.nsys.by/gazeta/441/8/682/
Автор:Иван Кришкевич
16.11.2005


На мобильном телефоне Сергея Хиони «забита» мелодия из «Берегись автомобиля». Трудно представить, чтобы вместо нее было что-то другое! Я стою в боксе многоэтажного гаража и вижу перед собой полусобранную «Победу». Справа стоит «двадцать первая» «Волга», за воротами урчит мотором классический «Mini Cooper», а двумя этажами выше нас дожидается «командирский» «ГАЗ-69А». «Сергиева конюшня» – так называет свой гараж Хиони. Все автомобили отреставрированы его руками.

Впрочем, нет, не совсем так. У Сергея есть помощники: Павел Смелянский, Александр Ананич и Алексей Любченко также приложили руку к тому, чтобы «старички» приобрели вторую молодость. Это, во-первых. А во-вторых, в «конюшне» машины разбираются и собираются, ремонтируются коробки и двигатели, восстанавливается подвеска. Но кузов и салон приходится отдавать на реставрацию другим мастерам.

- Я не верю в Кулибиных, которые могут и покрасить автомобиль, и пошить салон, и сделать двигатель, – говорит Хиони, а я улыбаюсь: буквально на днях эту же фразу произнес другой реставратор Николай Демидов.

- Но ведь так оно и есть! Специалистом можно быть в одной, в двух, в нескольких областях. Но не во всех сразу! А найти хорошего кузовщика трудно. Знаете, какой у нас в стране главный бич? «А по мне и так добра»! Все, с такими «специалистами» даже нечего и разговаривать! Люди не знают, что такое хорошо… По уму, с «Победой» или «Волгой» меньше чем за 2–2,5 месяца с покраской никто не справится – из-за выпуклости форм. Чтоб нигде ничего не бликовало, нужно очень долго провозиться с машиной. И очень мало специалистов, которые берутся за такую работу. Невыгодно! За то время, за которое делается «Победа», можно отремонтировать штуки три или четыре «сто сороковых» «Мерседесов». Остается рассчитывать на тех мастеров, которым интересно заниматься этой работой. По счастью, мне таких найти удалось…

Самая проблемная часть старого автомобиля – кузов. Рано или поздно время берет свое, и коррозия начинает «пожирать» автомобиль. Тут главное вовремя вмешаться: если все прогнило насквозь, зацепиться сваркой уже не за что…

- Вы знаете, что самое страшное? В свое время эти машины жгли автогенами! Швы в палец, металл поведенный, ни зазора не выставишь, ничего… Вот такая машина уже не подлежит восстановлению. Пусть уж лучше она будет с дырами, но лишь бы не испорченная этими горе-мастерами, - горестно вздыхает Сергей.

Впрочем, по словам Хиони, по степени сложности восстановления на первом месте все же стоит хром, и лишь затем идет кузов. Прежде всего, чрезвычайно трудно отыскать в нашей стране «спецов», которые бы восстановили хромированные детали. Не забывайте и про денежный вопрос. Например, один только бампер на «Победу» потянул на 200 долларов – сумма по нашим меркам немалая. А если умножить на количество деталей?..

Но самая дорогостоящая деталь – все-таки кузов, ему и уделяется больше всего времени. Только на разборку, сборку, кузовные и покрасочные работы уходит около пяти месяцев, а теперь добавьте время на восстановление двигателя, коробки, подвески, салона и т.п. На все про все – около полутора лет!

- Если заниматься только автомобилем, можно справится за срок, вдвое меньший. Но ведь это же хобби! Сделать красивый автомобиль – вот это доставляет удовольствие. Я же не просто выложил бешеные деньги и неизвестно какого кота в мешке купил. Автомобиль был полностью разобран, каждая деталь продефектована. Я уже знаю, я уверен, что эта Волга – и Сергей показывает направо – в идеальном техническом состоянии. Безо всяких замечаний она прошла техосмотр под аплодисменты!

Кстати, именно с «Волги» начинал мой собеседник. Нет, не с этой, и даже не с ее предшественницы. Всю свою жизнь Хиони служил на флоте, а мечтал о «ЗИМе». Но найти этот автомобиль в состоянии, подлежащем восстановлению, было невозможно – в Беларуси таких нет, за исключениями тех немногих машин, которыми люди дорожат и продавать не собираются. Вот почему после того, как Сергей уволился из пароходства, у него появилась 21-я «Волга».

- Когда автомобиль сделали, мне показалось, что можно было восстановить лучше – продал. Сделал вторую «Волгу», та уже оказалась удачнее. А в эту – и вновь взгляд устремляется вправо – вложил уже все, что знал и умел, чему научился за все эти годы. Машина получилась на уровне!

Отечественные автомобили еще можно как-то найти, хотя их с каждым годом все меньше и меньше. Подавляющее большинство среди подлежащих восстановлению машин – 21-е «Волги», потому что все-таки это была массовая модель, разошедшаяся тиражом свыше 600 тыс. экземпляров, в то время как «Побед» было выпущено порядка 200 тыс. штук.

- А что значит, «подлежит восстановлению»? Где та грань, после которой автомобиль навсегда «потерян» для реставрации? Вопрос с подвохом, ведь я знаю, что иные машины восстанавливаются «с миру по нитке», при этом базой может служить даже полусгнившая рама. Сергей на «провокацию» не ведется:

- В принципе, восстановлению подлежит любая машина, если подходить к проблеме так, как подходят, например, в «Молотов-гараже». Имеющийся уровень позволяет сделать автомобиль из ничего! Но для этого нужно такое оборудование, такие руки, такие головы… (при этих словах мой собеседник даже не пытается скрыть завистливые нотки). Я же исхожу из реалий. Я, например, не могу вручную изготовить крыло, любую другую кузовную деталь, как это делают в «Молотов-гараже». Сейчас там делается спортивный вариант «ЗИС-101»: вручную автомобиль собирают по имеющимся чертежам!

- Ну что ж, нашим реставраторам, по всей видимости, об этом остается лишь мечтать. Ну а как же «ЗИМ»? Или уже на примете имеется что-то другое?

- Есть у меня мечта. Может, удастся все-таки раздобыть одну машину – М72. В России такая сейчас как раз «всплыла»…

«ГАЗ-М72»! Ни много ни мало, прообраз современных «кроссоверов» вроде Subaru Legacy Outback или Audi Allroad! Концепция отечественного комфортабельного вездехода предусматривала использование узлов и агрегатов от армейского внедорожника «ГАЗ-69», но кузов был от легковой «Победы»! Передний мост подключался через раздаточную коробку, имелась понижающая передача. Дорожный просвет составлял 21 см, вкупе с 16-дюймовыми покрышками с развитыми грунтозацепами это обеспечивало отличную проходимость по разбитым сельским дорогам – в послевоенное время других и не было. Автомобиль выпускался всего три года, с 1955-го по 1958-й, в общей сложности было произведено 4677 экземпляров.

А Сергей продолжает: - Я уже ни за что, ни за какие коврижки, ни на каком энтузиазме за «Победу» бы больше не брался, потому что в работе это страшно тяжелая машина. Ничего нового к ней найти невозможно: каждую пимпочку, каждую ручку, каждый приборчик надо восстанавливать. К «Волгам» еще много чего можно найти, например, на моей 21-й весь хром – новый, а не восстановленный. Валялся по всяким гаражам у дедушек, на про запас купленный. Я его искал по объявлениям, покупал. К «Победе» же ничего нового найти невозможно. Но ради полного привода (тут глаза у Сергея вновь загораются) я бы потерпел. Если уже попадется такая машина, я за нее обязательно возьмусь! Но тогда, конечно, придется с чем-то расстаться, потому что восстановление такого автомобиля потребует приличных затрат. Да и держать машины где-то надо, а «конюшня» – не резиновая.

Я решаю не мучить Сергея проблемой потенциального выбора, и не спрашиваю, каким бы экземпляром пришлось пожертвовать ради полноприводной «Победы». Даже для меня, для гостя, лишь поверхностно познакомившегося с каждым из автомобилей «конюшни», этот выбор был бы очень тяжелым. Но очень хочется, чтобы у Хиони все получилось. Это эгоизм берет верх: полноприводной «Победы» я никогда еще не видел…

ГАЗ-21Р


Эта «Волга» 1965 года выпуска. За все время у машины был один владелец, поэтому на момент покупки она пребывала пусть не в идеальном, но в очень хорошем состоянии. Во время реставрации пришлось заменить пару дверей – вывести бесследно имевшиеся на них повреждения было бы очень трудно. Отделанные хромом детали также было решено не восстанавливать, благо новые нашлись без особого труда. Салон – копия «волговского», но выполнен из кожи. А еще абсолютно все пластмассовые детали заменены на «двойников» из клена и ольхи. Даже руль деревянный, осталась лишь «родная» сердцевина. Дело в том, что на старых «Волгах» и «Победах» пластмассовые детали – это болезнь. И уж если их восстанавливать, то лучше использовать дерево: материал не только благороднее, но и прочнее, разрушающей силе возраста он подвержен в меньшей степени.

Техническая начинка «Волги» сделана полностью в оригинал, за исключением некоторых вольностей по двигателю. Причины усовершенствований – чисто практические: хочется иметь больше динамики и больше топливной экономичности. Но поскольку в «классике» ценится именно сохранность оригинальной конструкции, Хиони пошел на хитрый ход: на «Волге» и на «ГАЗ-69» у него установлены «неправильные» движки. «Правильные», то есть полностью оригинальные, лежат себе в гараже и дожидаются своего часа. Когда будет нужно, каждый из этих моторов займет свое законное место под капотом и без проблем заведется – все «родные» моторы восстановлены и полностью исправны.

Во сколько можно оценить такой автомобиль? На этот вопрос владелец ответил следующим образом. Данный экземпляр покупался за 1000 долларов. Для того, чтобы довести его до нынешнего состояния, ушло полтора года и около 4000 долларов, несмотря на то, что приличный объем работы выполнялся своими силами. Естественно, если встанет вопрос о продаже, запрашиваемая сумма будет значительно больше «себестоимости» – к ней прибавится «компенсация» за затраченные на реставрацию силы и время.

ГАЗ-М20 «Победа»


На момент покупки у предыдущего владельца машина (1956 года выпуска!) оказалась полностью комплектной, в ней было все родное, вплоть до последнего винтика! Состояние? Как рассказывает теперь Сергей, на первый взгляд «Победа» производила неплохое впечатление. Но не пескоструенная машина – это кот в мешке. Когда отпескоструили «Победу», выяснилось, что кузов требует восстановления. Вот здесь-то и пришлось столкнуться с проблемой поиска запчастей, и в первую очередь, кузовных. На машине были подгнившие арки. Нашли другую «Победу», которая выступила донором. Но у той арки хоть и были целы, крылья прогнили в других местах. Пришлось заняться «кройкой» и «шитьем»: отрезать «живые» арки и приваривать их к «живым» крыльям – другого выхода просто не было.

Сначала думали оставить родной салон, ведь он имел неплохо сохранившийся вид. Но когда перед покраской автомобиль стали разбирать, обивка стоек рассыпалась прямо в руках – настолько ветхой оказалась ткань. Естественно, «под списание» пошли и пластмассовые детали: как и на «Волге», их заменили новыми, сделанными из дерева. Когда я посещал гараж, «Победа» пребывала в полусобранном состоянии: в моторном отсеке пусто, в салоне – активная «застройка». На восстановление автомобиля уже ушло полтора года, в конечном итоге вся реставрация займет около двух лет.

ГАЗ-69А

Приставка А означает: он же «командирский», он же «председательский», то есть пятиместный, с четырьмя дверьми («просто» «ГАЗ-69» – двухдверный, восьмиместный). Точно о предыдущих условиях хранения автомобиля не известно, но, по всей видимости, они были неплохи: машина, выпущенная в далеком 1956 году, оказалась в хорошем состоянии, даже кузов в варке почти не нуждался. Но поработать над старой техникой все же пришлось: предстояло выяснять, почему нет давления в системе смазки, и что за шумы присутствуют при работе трансмиссии. С последней проблемой полностью разобраться не удалось, поэтому на ходу 69-й заметно постукивает.

Но как эффектно автомобиль выглядит! Со сложенным тентованным верхом, в «камуфляже», со светомаскировкой на фарах «ГАЗ-69» – настоящий красавец, сошедший со страниц старого альбома. Угол наклона ветрового стекла можно изменять, а можно и вовсе сложить вместе с передними стойками, опустив их прямо на капот. На передней панели еще сохранилась табличка с инструкцией по использованию полноприводной трансмиссии: время приложило к ней руку, но схемы и надписи все еще читаемы. Для такого автомобиля – немаловажная деталь!

Rover Mini Cooper


Как вы уже, наверное, успели заметить, Сергей Хиони отдает предпочтение отечественным автомобилям; как он сам это объясняет, «совсем не обязательно выискивать немыслимую экзотику, если и так есть, с чем работать». Но пару лет назад совершенно случайно подвернулся Rover Mini, да не обычный, а в версии Cooper, к тому же очень привлекательного года выпуска – 1995-го. Родной пробег составлял всего 35 тысяч километров, и автомобиль не имел серьезных проблем, если не считать многочисленных, но мелких повреждений кузова – на машине ездила женщина, причем ездила крайне неаккуратно: кузов был поцарапан, пороги помяты, в общем, бедный Mini находился в далеко не приглядном виде. Над машиной пришлось немного поработать: покрасить, почистить. Зато сейчас автомобиль выглядит безупречно. Как признается сам Сергей, смотреть на свою единственную в гараже иномарку без улыбки он не может, но ездит на ней только летом и за сезон прибавляет к общему пробегу совсем немного, всего тысячу километров.

В этом году несколько километров – и на нашем счету! Но поездка на легендарном автомобиле вызвала слишком много эмоций, чтобы вместить их в один абзац. Поэтому о мини-тест-драйве, точнее, о тест-драйве Mini читайте в отдельном материале, который выйдет в следующем номере газеты.