ИСПОЛНЕНИЕ МЕЧТЫ ИЛИ МОЯ ПОБЕДА

Совсем недавно попалась в руки маленькая книжка неизвестного мне автора Ричарда Баха "Дар крыльев". Там, в рассказе "Молитва", прочитал понравившуюся мне фразу: Поосторожнее с молитвами — о чём попросишь то и получишь.

Я подумал об этом, и у меня в голове пронеслась история моей детской мечты — иметь автомобиль, и не какой-нибудь, а тот к которому шёл более пятидесяти лет и вот о нём-то пишу этот рассказ. Это автомобиль "Победа" — лучший автомобиль, разработанный и выпускавшийся в Советском Союзе, и (это никто не может опровергнуть) опередивший своё время. Специалисты об этом хорошо знают. Моя дочь, купив себе последнюю модель Хонда-Сивик, как-то сказала: "А дворники как у твоей "Победы"!

Молил ли я Бога о таком для себя подарке? Конечно нет. Этого не могло быть, потому что не могло быть. Я и мои друзья были в то время пионерами, с интересом читали газету для детей "Пионерская правда". Газета пользовалась большой популярностью и в подписке была лимитированной. На нашей улице её получал только Алик Лисицын. Его мама работала на швейной фабрике начальником цеха и имела возможность оформить подписку. Я и сейчас ещё помню, как она выглядела и, мне кажется, что она уже в 50-ые годы была цветной.

В то, счастливое для нас время, мы не знали и не слышали таких слов как триллер, боевик, вестерн, фэнтези. Фильмы мы смотрели про войну, шпионов и разведчиков и конечно про любовь. Нашими героями по фильмам были Чапаев, майор Пронин, Александр Невский, Александр Суворов и (почему-то помню) — Великий воин Албании Скандербег.

"Пионерскую правду" мальчишки любили не только за то, что в ней печатались материалы по всяческим поделкам, но и, самое главное, за то, что в ней печатались из номера в номер только что написанные рассказы и повести про войну, шпионов и диверсантов.

Во вспоминаемое время, а это, наверное, 1953–1954 годы, в "Пионерской правде" печаталась повесть, теперь уже почти забытого, Александра Авдеенко "Над Тиссой". У мальчишек нашей улицы авторитет Алика Лисицына значительно вырос, так как только у него была эта газета, но теперь он ещё и определял — кто и за кем будет читать очередной номер. Иногда ко мне номер попадался уже плохо читаемым, а некоторые номера ко мне просто не дошли (зачитали до дыр). Популярность этой повести была потрясающая. Люди моего поколения до сих пор помнят героев повести — Ивана Белограя, Терезию Симак, Смолярчука, Ральфа Кларка. Прочитав повесть до конца (у вас такое тоже было), мне очень хотелось, чтобы по этой повести был снят фильм. И что вы думаете? — фильм вскоре появился. Он так и назывался — "Над Тиссой".

Я смотрел этот фильм не один раз и не потому, что это был фильм про пограничников и шпионов, но ещё и потому что в одном из эпизодов среди босоногих мальчишек, окруживших сверкающий на солнце никелем и свежей полированной нитроэмалью песочного цвета автомобиль "Победа", увидел себя. Как не залюбоваться на такую красоту? Брезентовый его верх был сдвинут гармошкой назад, а из- под лобового стекла рвалась в небо гибкая, выдвижная антенна. Это был автомобиль шпиона и диверсанта Ральфа Кларка. Этот эпизод и эта машина надолго запали мне в голову и много раз я думал о том, какой это замечательный автомобиль, и о том, что когда-нибудь, ей-Богу, я тоже заведу себе такой же. Сегодня у меня есть почти такой — всё, как и положено, — только он светло-серого цвета и нет гармошки назад. Мысленно пробегая эти долгие годы, прихожу к выводу: честное слово, всё так и вышло, я получил то, о чём мечтал, возможно, о чём и молился.

Догадываюсь — у современного молодого человека возникает мысль: зачем так долго ждать, почему своё желание не исполнить прямо сегодня, прямо сейчас? Наши же желания должны совпадать с нашими возможностями. Так было и у меня. Не было возможностей! В 70-е годы на наших дорогах появились красочные, юркие и быстрые "Жигули". Этот автомобиль у многих стал мечтой и, хотя у меня была своя мечта, но чтобы быть как все — купил этот автомобиль. Много позже узнал, что эта марка называется "копейка". Потом началась короткая автомобильная эра подержанных иномарок — на авторынке в Каунасе купил хороший и большой Second Hand Фиат-Крома. Мечта опять отодвинулась на неопределённое время. И когда в 2005 году дочь попросила Фиат — решил окончательно и бесповоротно — время моей мечты пришло! Правда к этому времени я уже знал, какой и чей автомобиль будет моим. Не прошло и двух лет как наследница не смогла переубедить меня в том, что этот автомобиль мне не нужен. Я стал вторым хозяином!

Это "Победа" 3-й серии, 1957 года выпуска. Машина гаражного хранения и, как у всех уважающих себя в то время автолюбителей, — в зимнее время не выезжала из гаража. Более того, — на зиму ставили на подставки (снять нагрузки с пружин и рессор). Первый хозяин на её покупку стоял в очереди 8 лет, очень её любил и поэтому ко мне она пришла в оригинале. Сохранились такие редкие принадлежности: маслёнка, свечи и лампочки 1956 года, полный комплект инструмента с деревянными уголками- упорами под колёса и неработающим манометром. Очень жаль, что пришли в негодность пластиковые элементы радиоприёмника, панели приборов и перчаточного ящика. Интересная деталь - при подготовке автомобиля к покраске, в перчаточном ящике, нашёл в тряпичной сумочке, размером со спичечную коробочку, молитву "Отче наш...". Владелец машины, начальник цеха авиазавода г. Воронежа, был, как и положено, членом партии. Со слов дочери — это мама украдкой положила ему и автомобилю эту охорону. Там она лежит и сейчас.

Вот этот автомобиль, когда только что сняты прежние номера, а я стал его новым хозяином.

Фото Анатолия Рыбникова   Фото Анатолия Рыбникова

Мастера, отец и сын, Александр и Николай Козловы "одели её в новое платье". Мы же с супругой, не один раз поругавшись (почти до развода) при подборе вида, фактуры и цвета тканей, обустроили салон.

Фото Анатолия Рыбникова

И вот она, такая же, как и 50 лет назад, но теперь уже показывает себя на выставке ретроавтомобилей или, шурша туго накачанными шинами, распространяя запахи новых винилискожи и ещё невыветрившейся краски проезжает по улицам города Воронежа.

Фото Анатолия Рыбникова

Прохожие провожают её удивлённо-радостными взглядами. Водители современных крутых и очень крутых марок и иномарок, забыв про все запреты, сигналят ей. На стоянках фотолюбители с многопиксельными цифровыми фотоаппаратами просят разрешения на её съёмку. Дочери первого хозяина (теперь уже бабушки!) со слезами на глазах вспоминают папу, гладят новую ткань переднего дивана (дивана!) и одна вспоминает, что это они 50 лет назад, напихивая фантики от конфет в пепельницу для пассажиров, сломали её и это была первая поломка автомобиля. За покупкой ездили в Куйбышев всей семьёй и папа на радостях купил много-много конфет.

Начиная писать этот рассказ, первое что сделал — придумал ему название. В словосочетание "или моя победа" вкладывал как бы достижение поставленной цели, но теперь думаю, что это совсем не так. Картинка фильма, со сверкающей на солнце никелем и свежей полированной нитроэмалью песочного цвета автомобиля "Победа", была облечена мною в форму мысли, много лет спустя перешла в ощущения и стала реальностью. И я твёрдо в это верю.

Правильно сказано: из песни слова не выкинешь —

её "улыбка"
ранит манит обнимает...
И туманит и дурманит,
в дрожь меня бросает...

Фото Анатолия Рыбникова

Анатолий Рыбников (Воронеж). Январь 2008 г.